Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах XVIII века, когда одновременно появились две масонские системы. Ложи этих систем — так называемых Елагинской и Циннендорфской (шведско-берлинской) — работали в это время в первых трёх степенях «иоанновско- го» или «символического» масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Их деятель- ность в Петербурге во второй половине семидесятых годов носила хотя и беспорядочный, но очень оживлённый харак- тер. Именно в этот период в Петербурге появилась первая ма- сонская ложа с отличительным именем Астрея.
Спрятавшись под влиянием запретов в 1790-е годы, русское масонство вошло в эпоху недолгого ренессанса в 1815 году, когда под сенью Великой Директоральной Ложи «Астрея» по всей России появились многочисленные масонские ложи, в которых состоял весь цвет российского общества.
О первых десятилетиях XIX в. сведения совершенно точны. Общее число вольных каменщиков колебалось между 1300 в 1816–1818 годах и 1600 членов в 1820–1822 годах. Значительное число — 700–800 и больше — приходилось на петербургские ложи. Остальное количество распределялось между Москвой, число лож которой не уступало Петербургу, и провинцией. Ложи были во многих городах: Белостоке, Вологде, Киеве, Кишинёве, Кронштадте, Митаве, Нижнем Нов- городе, Полтаве, Рязани, Томске, Феодосии, Одессе, Каменце-Подольском, Симбирске, Ревеле и других городах, главным образом юго-восточной России
После длительного запрета масонство начало возрождаться в России в начале XX века. В 1906 году масонство было восстановлено, но лишь на короткие одиннадцать лет «мирного времени» до октябрьского переворота. Свобода, равенство и братство надолго «уснули» в России.
История русского масонства продолжилась в эмиграции. Два миллиона эмигрантов первой волны стали питательной средой масонства. Русские эмигранты во Франции нашли в масонстве утраченный с потерей родины смысл и получили поддержку со стороны своих земляков и братьев. Сегодня трудно представить эмиграцию без масонства, которое стало ей необходимым, как воздух свободы. Немалую, а может быть и главную, роль в зарубежном русском масонстве сыграла созданная в 1922 году в Париже русская ложа Астрея.
Прошло без малого 70 лет. В 1991 году в Москве начали свои работы первые ложи, что стало началом очередной реставрации масонства в России.
Восстановление исторических и символических связей парижских братьев с братьями, получившими посвящение и точившими свой камень под сенью Астрейского символа и в «астрейском» духе в восемнадцатом — девятнадцатом веках в России, укрепляет силу и уверенность в правильном историческом пути.
В 1995 году петербургская ложа Новая Астрея по инициативе парижских братьев была удостоена чести принять отличительный титул «Астрея».
Современное Петербургское масонство вышло из Д.Л. «Астрея» как из материнского лона (как все русское масон- ство XIX века когда-то из Великой Директоральной Ложи с этим же названием).